Мобильная версия сайта
Главная » 2011 » Май » 11 » ВЫБОР МУНДШТУКА!
15:41
ВЫБОР МУНДШТУКА!
 Мундштук должен удобно располагаться на губах, способствуя свободному и легкому звукоизвлечению. О месте расположения мундштука на губах, охвате им большей части верхней или нижней губы дано много рекомендаций. В то же время мало и скудно, как правило, говорится о столь важном элементе, имеющем большое значение в звукообразовании, каким является сам мундштук. Нигде должным образом не описаны его конструктивные особенности и игровые качества, от которых во многом зависят постановка губного аппарата ученика и результаты обучения его игре на трубе.
  Подбирая мундштук для трубача, следует учитывать физиологическое строение его исполнительского аппарата: толщину губ и их силу, строение зубов и челюстей. Педагог или сам трубач, если он уже играющий, должны представить себе желаемое качество звука, которое может быть достигнуто на том или ином мундштуке, возможность легкого исполнения верхнего и нижнего регистров, более точного интонирования, расширения динамики звучания, приобретения выдержки и выносливости губного аппарата. Чтобы все это учесть, необходимо хорошо разбираться в конструктивных особенностях мундштуков, знать их размеры, влияние отдельных его частей, деталей на игровые и акустические свойства инструмента.
  У различных исполнителей, играющих на мундштуке одного и того же размера, будет получаться совершенно разный звуковой результат. Отличаться будут тембр звука, общий строй инструмента. Один трубач сумеет «чувствовать» мундштук на губах, сможет извлекать звуки самого высокого регистра, другой — нет. Такое положение во многом зависит от строения губ исполнителя, от способа их формирования во время игры, от постановки дыхания и других компонентов исполнительского аппарата. Поэтому каждому исполнителю нужно подбирать мундштук соответственно индивидуальным особенностям его исполнительского аппарата. Причем визуально, «на глазок» их определить невозможно. Решающую роль в этом приобретают звуковой результат и опыт педагога, умеющего хорошо представить себе, что нужно ученику, а также знание каждого из элементов, составляющих мундштук, который, как указывалось в предыдущей главе, состоит
 из чашки, полей, устья и канала ствола ножки .
  Первое, с чего следует начинать, имея целью достижение гибточно большим диаметром и глубиной чашки. Именно такой мундштук обеспечивает размещение большей части губ внутри чашки и более свободное их формирование при игре на трубе.
  Среди трубачей существует мнение, что чем меньше диаметр чашки мундштука, тем легче достигаются предельно высокие звуки. Конечно, в какой-то степени мелкий по глубине и маленький по диаметру чашки мундштук облегчает получение верхнего регистра, однако при этом, как правило, ухудшается качество звука, пропадают легкость и гибкость в работе губного аппарата. Дело в том, что очень мелкий и небольшой по/ диаметру мундштук не позволяет правильно формировать губы, как бы зажимает их, оставляя мало места для их вибрации. Маленькие мундштуки обычно берутся трубачами, которые еще не выработали у себя крепкого профессионального губного аппарата и стремятся извлекать звуки верхнего регистра с помощью мундштуков и излишнего давления на губы.
Начинающему трубачу рекомендуется мундштук большего размера, способствующего правильному и стабильному положению губного аппарата. После длительной работы над укреплением губных мышц возможна смена большего по размеру мундштука на меньший. Если же начинающему трубачу сразу дать мундштук с мелкой и маленькой по диаметру чашкой, то в дальнейшем он никогда не сможет перейти на больший мундштук.
  Не следует думать, что музыканту с тонкими губами надо играть на маленьком мундштуке, а с полными губами, наоборот, пользоваться мундштуком с большой чашкой. Дело не в полноте губ, а в их мускульном строении и развитии. Трубач может иметь тонкие губы, но с сильно развитой мускулатурой. Мастерство же исполнителя с толстыми губами заключается в умении их подворачивать, способности «уместить» губы в мундштук.
   Диаметр чашки трубных мундштуков колеблется от 15 мм до 17 мм. Как указывалось, диаметр чашки среднего, наиболее распространенного мундштука равен 16,2 мм.
   Глубина чашки мундштука действует на интонационно-высотный уровень звучания инструмента. Более глубокая чашка понижает строй инструмента, более мелкая имеет тенденцию к повышению его общего строя. Поэтому один и тот же инструмент, но с различными по глубине чашки мундштуками, будет иметь различный уровень настройки, который колеблется до 1/4тона.
   Если мундштук с большим диаметром чашки позволяет добиваться более мощного и громкого звучания, то глубокая чашка создает более сочный и матовый звук. Поэтому на трубе Си-бемоль употребляются чашки среднего размера, в то время как на корнете — более глубокие, что и является решающим в образовании мягкого матового звучания.
   Чашка мундштука иногда делается как бы двойной. Мелкая первая чашка облегчает извлечение высокого регистра, тогда как увеличенная нижняя чашка способствует извлечению более полного и богатого красками звука. Чашка мундштука с плоскимном несколько упрощает воспроизведение звука, но делает его грубым и неинтересным. Коническое U-образное строение чашки придает звуку глухой и матовый оттенок.
   Глубина чашки в мундштуках бывает мелкая, средне-мелкая, средняя (стандартная), средне-глубокая, глубокая.
Важную роль при подборе мундштука играют поля его чашки (ободок). Игровые качества мундштука зависят от строения и размеров их внутренней кромки, торцовой внешней части и ширины. Мундштук для начального обучения должен иметь поля средней ширины с достаточно острой внутренней кромкой. Последняя не должна врезаться в губы исполнителя и мешать свободному их сокращению и расслаблению. Если нижняя челюсть исполнителя несколько выдвинута вперед и нижние зубы находятся на одной линии с верхними зубами, мундштук с острой внутренней кромкой никогда не будет врезаться в губы. Если мундштук начинает врезаться в верхнюю или нижнюю губу, то это значит, что исполнитель слишком высоко или низко держит инструмент по отношению к губам.
   Мундштуки со средними по ширине полями более удобны для большинства исполнителей. Слишком широкие поля зажимают мышцы губ, делают их неподвижными, затрудняют быстрые переходы от нижних звуков к верхним и обратно. Широкие поля могут применять музыканты с полными и мягкими губами, так как более тонкие поля слишком врезались бы в их губы и затрудняли естественную циркуляцию кровообращения. Мундштуки с тонкими полями намного облегчают переходы в регистрах и делают их более гибкими, но, врезаясь в губы, приводят к быстрому их утомлению.
   Таким образом, мундштук должен иметь острую внутреннюю кромку, расположенную достаточно низко, чтобы она не врезалась в губы, но точно фиксировала их прикосновение. Наружняя часть полей на всех мундштуках всегда должна быть достаточно округла и мягка. Вообще округлый контур полей придает губам наибольшую гибкость, но слишком давит на них, что резко снижает выдержку трубача.    Плоский и широкий контур полей дает ощущение более удобного положения мундштука, но снижает гибкость губ. Поэтому для большинства трубачей рекомендуется такой мундштук
, который имеет приемлемую обтекаемость полей, обеспечивающую гибкость губам, и достаточную поверхность, дающую им выдержку.
    Контуры полей в международных стандартах мундштуков изготавливаются следующих видов: округлый, полукруглый, средний (стандартный), полуплоский, плоский (слегка округлый).
обеспечивает равномерное и хорошее звучание. Увеличение размера устья приводит к тому, что сопротивление воздушной струи в мундштуке будет уменьшено, губам исполнителя придется работать более интенсивно и они быстрее устанут. Звук станет более громким, исполнение на нем piano будет затруднено. Уменьшение размера устья приведет к противоположным результатам. Исполнителю, который уже обладает хорошо натренированным губным: аппаратом и исполнительским дыханием, следует воспользоваться мундштуком с более широким по диаметру устьем.
   Большое значение для звукообразования имеет канал ножки, мундштука, который бывает различным по конфигурации: узким,, прямым, средним, слегка изогнутым, широким. Большинство мундштуков имеют средний канал ствола, а его разновидности изготавливаются уже по желанию трубачей.
  Самое важное условие при подборе мундштука состоит в том, что его ножка должна точно входить на нужную глубину в канал инструмента и совпадать со встречным упором. Если этого не происходит, то получается зазор, в котором образуются воздушные завихрения, плохо влияющие на качество звука. Такой недостаток может быть устранен путем подтачивания конца мундштука до тех пор, пока конец ножки не соединится со встречным упором в канале трубы.
  Следует избегать и такого положения, когда диаметр ножки мундштука слишком мал и мундштук проваливается в канал инструмента. В таких случаях в инструмент вводится металлическая муфта. Мундштук должен быть подогнан к инструменту, так как в этом залог хорошего и качественного звучания.
  При использовании трубы в высоких строях, а также трубы-пикколо следует учитывать, что они короче трубы Си-бемоль. Поэтому при игре на них нужно применять мундштуки с мелкой чашкой, но с сохранением прежних основных размеров. Чем выше по строю инструмент, тем короче его общая длина, тем мельче должна быть чашка мундштука. Известный немецкий трубач Адольф Шербаум, который специализируется на исполнении старинных высоких партий кларино, пользуется мундштуком с отвинчивающимися полями. Меняя чашки различной глубины, он оставляет одни и те же поля, к которым привыкли его; губы.
Категория: Методика | Просмотров: 10555 | Добавил: Admin | Теги: методика, Мундштук | Рейтинг: 2.8/4
Советуем почитать:
[]
Ладовое интонирование. Ю. А. Усов
[]
Исполнение музыкального произведения
[]
Легато (И. Буш)
[]
СЛУШАТЬ ОНЛАЙН ДИСК: "Не поворачивай назад"
[]
Понятие атаки и артикуляции
[]
Техника пальцев (Ю. А. Усов)
[]
Динамика (Ю. А. Усов)
[]
Игра без инструмента
[]
Правильное дыхание при игре на трубе
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наш опрос
Опрос создан: 01.07.2012

Ответив на вопрос вы поможете в дальнейшем развитии сайта!!!

Каким разделом вы пользуетесь больше всего?
Всего ответов: 604
Форма входа
Общаемся
Статистика

Онлайн всего: 1
Прохожих: 1
Музыкантов: 0

Сегодня на сайте были пользователи:
Поделиться ссылкой