Мобильная версия сайта
Главная » 2011 » Май » 11 » Тембр (Ю. А. Усов)
15:56
Тембр (Ю. А. Усов)
Тембр звука трубы, как указывалось, зависит от количества, порядка и относительной силы обертонов в его спектре. В 1930-е годы классические положения акустики о тембре были развиты и дополнены формантной теорией, согласно которой качество тембра звука во многом зависит от наличия одной или нескольких формант на протяжении всего диапазона звучания инструмента, местонахождения, ширины и формы. Именно форманта определяет характерный тембр трубы.

Акустика образования звука и его тембра, роль мундштука и инструмента были рассмотрены нами в предыдущих главах. Над качеством звука, достижением его полноты, собранности, округленности, звонкости работать надо ежедневно. Успех занятий может определить лишь «звуковой результат». Хорошего трубача отличает красивый, сильный, свободно льющийся звук. Необходимо представлять себе идеал звука и стремиться к нему. Звучание трубы М. Табакова и С. Ерёмина, Л. Юрьева и Б. Марголина, А. Максименко и Л. Володина — вот тот эталон, который определяет советскую школу игры на трубе.

Тембр звука трубы можно охарактеризовать следующими оценочными категориями: ясный или тусклый, несущий или не несущий, острый или тупой, округлый или плоский, полный или пустой и т. д. Конечно, все эти оценки носят субъективный характер.

На формирование тембра очень влияет отклик самого инструмента. Хороший отклик — это легкость воспроизведения звука, отличная резонансная отдача инструмента. Отклик выражается в чувстве определенности при игре, в легкости управления инструментом, в малых усилиях при извлечении звука, в точности артикуляции, в собранности и цепкости формирования тона.

Звук трубы требует обязательного присутствия в тембре «звоночка», «колокольчика», «металла». Это качество достигается многими часами занятий над выдержанными звуками в нюансе piano, выработкой устойчивого навыка собранности губного аппарата. «Именно выдувание ежедневное "белых нот", — писал М. Табаков, — помогает музыканту удерживать высокий профессиональный уровень — необходимую выносливость, развитое дыхание, амбушюр, а вместе с этим и лучшие качества звука — певучесть, ровность, сочность, чистоту, силу, гибкость на протяжении всего диапазона трубы». Мы часто наблюдаем у некоторых учеников шип и дребезжание в звуке на трубе. Это происходит от недостаточной собранности амбушюра, неполного смыкания эпителий губ при звукообразовании. Такие ученики стремятся играть на расслабленных губных мышцах. Один и тот же звук можно извлечь на трубе по-разному — на собранных или распущенных губах. Высота звука при этом будет одинаковой, а тембр звука — полным, насыщенным или пустым (существует выражение «игра в бочку»). Поэтому играть нужно на собранном, устойчивом амбушюре. Контроль за правильностью постановки амбушюра один — «звуковой результат».

Важным качеством исполнения на трубе является ровность, звучания инструмента во всех регистрах. Тембровые характеристики нижних и верхних звуков весьма отличны друг от другая. Поэтому достижение тембрового единства звучания всего диапазона — одна из главных задач трубача.

Художественный вкус исполнителя имеет свою разновидность — чувство тембра, под которым мы понимаем умение придавать звучанию трубы необходимую окраску в зависимости от исполняемой музыки. Качественный звук обычно определяется его опорой на дыхание, глубиной, насыщенностью. Рассмотрение тембра отдельно от других компонентов звука носит условный характер, потому что на его образование действуют атака и пре¬кращение звука, ровность, протяженность, сила, интонация, нюансировка и фразировка. Все эти компоненты находятся в тесной взаимосвязи. Тембровая окраска делает звук красивым и выра¬зительным, для того же, чтобы он стал таковым, необходимо раз¬вивать и другие его компоненты.

Ю. А. Усов
"Методика обучения игре на трубе"

Категория: Методика | Просмотров: 2012 | Добавил: Admin | Теги: тембр, окраска звука | Рейтинг: 0.0/0
Советуем почитать:
[]
Слушать онлайн диск: "БУДЬ ПРОСЛАВЛЕН ТЫ!"
[]
Исполнение музыкального произведения
[]
Правильное дыхание при игре на трубе
[]
Теория звукоизвлечения на трубе
[]
Динамика (Ю. А. Усов)
[]
Строй и интонация (Ю. А. Усов)
[]
Слух трубача (Ю. А. Усов)
[]
Техника пальцев (Ю. А. Усов)
[]
Игра без инструмента
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наш опрос
Опрос создан: 01.07.2012

Ответив на вопрос вы поможете в дальнейшем развитии сайта!!!

Какой цвет трубы вам больше нравится?
Всего ответов: 729
Форма входа
Общаемся
Статистика

Онлайн всего: 1
Прохожих: 1
Музыкантов: 0

Сегодня на сайте были пользователи:
Поделиться ссылкой