Мобильная версия сайта
Главная » 2012 » Июль » 23 » Трели
11:00
Трели
Работа над вентильными и губными трелями — важный раздел в технической подготовке ученика. В современной исполнительской практике все чаще используется губная трель, причем ее применяют не только джазовые трубачи, но и исполнители академического направления.

Этот технический прием эффектно звучит, например, в каденции Г. Перри в первой части концерта для трубы с оркестром И. Гайдна:
Н. Платонов дает примечание к каденции в третьей части своей сонаты для трубы и фортепиано, где требует исполнения трели без помощи вентилей и указывает на необходимую для этого аппликатуру:
Изданные у нас учебные пособия ничего не говорят об овладении губными трелями. В то же время в педагогической практике уже существуют определенные методы работы над ними, проверенные и подтвержденные жизнью.
Известно, что губная трель может быть исполнена начиная с ми или фа второй октавы. Поэтому путь к овладению этим выразительным приемом идет через губное тремоло. Начинать работать над последним надо не с соль первой октавы, взятым первым и третьим вентилями, как рекомендуют в упражнениях на развитие скольжения в legato многие пособия и школы, а с до второй октавы — с него и следует попытаться получить тремоло на натуральных звуках:
Дойдя до фа второй октавы, рекомендуется параллельно с тремоло работать над губными трелями:
Большинство трубачей выполняют губные тремоло и трели при помощи колебательных движений (дрожания) нижней губы и челюсти, некоторые помогают при этом движением правой руки. Первоначальными упражнениями обычно являются довольно грубые, не используемые в академической практике игры медленные резкие переходы с одного звука на другой, напоминающие фонемы вау-вау. При более быстром чередовании звуков тремоло и трель приобретают дребезжащий характер звучания. Но в процессе работы над ними переходы становятся более мягкими и в исполнении появляется необходимая виртуозность.
Вершиной технического совершенства трубача является умение исполнять губное тремоло на натуральных звуках на кварту, квинту, сексту, октаву.
К дополнительным упражнениям относится также игра целотонных гамм, увеличенных и уменьшенных трезвучий, различных мелизмов и т. д. Богатейший материал дает здесь «школа» Ж. Арбана.
Таким образом, к ежедневным упражнениям не следует относиться как к раз и навсегда установленной догме. Каждый педагог, исполнитель, учащийся должен внимательно подбирать для себя наиболее целесообразные упражнения, а если это необходимо — создавать новые.


Ю. А. Усов
«Методика обучения игре на трубе»
Категория: Методика | Просмотров: 2687 | Добавил: Admin | Рейтинг: 5.0/1
Советуем почитать:
[]
ВЫБОР МУНДШТУКА!
[]
Слушать онлайн диск: "БУДЬ ПРОСЛАВЛЕН ТЫ!"
[]
Резонаторы
[]
Строй и интонация (Ю. А. Усов)
[]
Слух трубача (Ю. А. Усов)
[]
Понятие атаки и артикуляции
[]
Легато (И. Буш)
[]
ПРАВИЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ ПРИ ИГРЕ НА ТРУБЕ
[]
Тембр (Ю. А. Усов)
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наш опрос
Опрос создан: 01.07.2012

Ответив на вопрос вы поможете в дальнейшем развитии сайта!!!

Каким разделом вы пользуетесь больше всего?
Всего ответов: 604
Форма входа
Общаемся
Статистика

Онлайн всего: 1
Прохожих: 1
Музыкантов: 0

Сегодня на сайте были пользователи:
Поделиться ссылкой