Главная » 2011 » Май » 13 » Динамика (Ю. А. Усов)
19:08
Динамика (Ю. А. Усов)
Труба обладает ярким и сильным звуком, способным прорезать звучность самого большого симфонического оркестра. В то же время звук трубы может быть мягким и тихим, и тогда он также производит неизгладимое впечатление на слушателя. Динамический диапазон трубы очень широкий. Поэтому динамика занимает одно из ведущих мест среди других действенных выразительных средств. Вместе с тем она является и весьма сложным компонентом исполнительского мастерства трубача.

Увеличение интенсивности струи воздуха, посылаемой в инструмент, благодаря металлическому мундштуку и металлическому резонатору (труба и ее раструб) ведет к большому увеличению громкости, предел которой определяется силой и натренированностью амбушюра трубача. Важнейшим условием правильного исполнения динамических нюансов является сохранение чистой интонации и хорошего качества звучания инструмента. Добиться чистой интонации на трубе в условиях изменения динамики достаточно трудно. Как указывалось выше, увеличение громкости звука приводит к заметному понижению его высоты, и наоборот, уменьшение громкости — к повышению высоты. Эти интонационные колебания связаны с акустической природой трубы.

Увеличение громкости звука на трубе связано с нарастанием скорости движения воздуха посылаемого в инструмент. Это приводит к увеличению амплитуды колебания губ, вследствие чего частота их колебаний несколько уменьшается, а высота звука понижается. При уменьшении скорости воздушного потока амплитуда колебания губ уменьшается, в результате чего частота их колебаний увеличивается и звук интонационно повышается. Объективные свойства человеческого слуха приводят к тому, что, например, при продолжительном увеличении громкости общая интонационная сфера звучания инструмента воспринимается им пониженной, так как слух несколько искаженно воспринимает изменение высоты звука при изменении его громкости. При утомлении слуха также наблюдаются расхождения субъективной оценки высоты с объективным звучанием. Если долгое время слушать громкий звук средней частоты, то после прекращения его звучания все вышележащие звуки будут для нас звучать несколько выше, а нижележащие — несколько ниже. После продолжительного piano в оркестре вступление группы труб или вообще группы медных духовых инструментов часто кажется интонационно заниженным, хотя объективно их частота точно соответствует высотному уровню. Неправильная техника выполнения динамических нюансов приводит к неточной интонации. Например, зажатость амбушюра при исполнении piano вызывает завышение строя. Большие понижения и завышения интонации наблюдаются у некоторых трубачей при исполнении crescendo и diminuendo на выдержанных звуках. Поэтому при выполнении этих нюансов необходим тщательный слуховой самоконтроль. На эмоциональную сторону восприятия динамики, помимо изменения силы звука, оказывают влияние и другие факторы. Например, при прочих равных условиях звук в рр в своем спектре имеет более интенсивные нижние гармоники, включая и основной тон, а при ff ярче выражены высокие гармоники. Поэтому профессиональные трубачи достигают эффекта динамического нарастания, не только механически увеличивая интенсивность подачи дыхания в инструмент, но и изменяя тембр звука, его яркость и звонкость. В момент усиления скорости воздушной струи трубач интуитивно изменяет и качественную сторону своего звукового аппарата. Он стремится к тому, чтобы в инструменте возбуждалось большее число высоких гармоник, интенсивность которых в спектре звука воспринимается нашим слухом как увеличение громкости. Практически это происходит за счет более плотного, собранного сцепления губ, благодаря чему в спектре звука создаются условия для выявления более высоких частот. Менее собранный и напряженный амбушюр ведет к меньшей интенсивности высоких обертонов.

Расширению динамических границ инструмента, дающему возможность звуку трубы прорезать мощное оркестровое тутти, активно помогает характер звукоизвлечения, соответствующая атака звука. Мощный, эмоционально насыщенный звук определяет не только его сила, выраженная в децибелах, но и качество его произношения, четкая, активная атака звука.

Границы динамического диапазона трубы могут быть расширены за счет напряженной окраски тона, интенсивного вибрато, волевого ведения, соединения и окончания звуков. Все это создает впечатление большого эмоционально-динамического накала, который обычно необходим в кульминационных точках того или иного произведения. Однако громкий звук трубы, не обладающий другими качествами — четкой атакой, полетностью, звонкостью, тембристостью, глубиной, вибрато, не сможет отвечать всем тем требованиям, которым он должен удовлетворять. Примером великолепного владения динамикой трубы было исполнительство М. Табакова. «Вслушайтесь в игру первого трубача М. И. Табакова: в тембре его игры скрыта какая-то тайна; весь оркестр играет безумное фортиссимо, но над всей массой доведенных до апогея интенсивности звуков мягко царит его сольная мелодия, одновременно мягкая до нежности, но силой своей покрывающая весь оркестр», — писал критик Ю. Сахновский.

Работая над развитием качества звука на трубе, следует стремиться к его динамическому разнообразию и гибкости. В то же время, занимаясь динамикой, нужно следить за тем, чтобы во всех нюансах качество звука оставалось высоким. На трубе легче играть в нюансе forte и mezzo forte, труднее — в piano. В этом нюансе обычно теряются качество звука, его глубина, тембристость. Нужно помнить, что в piano труба должна звучать как бы в «forte, но очень далеко».

Выше отмечалось, что нарастание громкости приводит к обогащению тембра. Наименьшее число обертонов, особенно высоких, имеет спектр звуков, извлекаемых в piano и pianissimo. Вот почему и требуется большая работа над этим нюансом. Piano требует опёртого и полного дыхания. Динамические градации от piano до forte в исполнительской практике должны быть постепенными. Одностороннее увлечение крайними нюансами нежелательно.

При работе над динамикой необходим тщательный самоконтроль. Слушатель воспринимает только увеличение громкости звука. Исполнитель ощущает не только изменение громкости, но и изменение силы звука. Он чувствует это своим амбушюром, ко¬торый претерпевает заметные изменения в напряжении. При этом если слуховой контроль ослабевает, то мышечные ощущения могут заслонить от исполнителя истинные критерии динамических соотношений.

Не следует заставлять играть учеников слишком громко. Многие из них, особенно в юном возрасте, физически малоразвиты, и у них просто не хватает сил и выносливости, чтобы извлекать мощные звуки. Каждый ученик должен играть «своим» звуком, по той шкале громкости, которая ему под силу. В процессе занятий педагог постепенно, от урока к уроку должен «вытягивать» из ученика звук, развивать его качества, в том числе динамику. Это относится и к тем случаям, когда на трубе обучаются девушки. Отношение к динамике в их игре должно быть очень бережным. От мужской их игру отличают красота и теплота тембра, отсутствие мощных взлетов и кульминаций.

Основным материалом для работы над динамикой звука являются упражнения в выдержанных звуках. Исполнять выдержанные звуки необходимо следующим образом: звук тянуть в нюансе piano четыре четверти, crescendo — четыре четверти, forte — четыре четверти, diminuendo — четыре четверти, piano — четыре четверти. Особенно важным является умение филировать звук на piano. При этом необходимо следить за интонацией, не допуская понижения звука в forte и повышения в piano. Динамика, как уже говорилось нами, одно из главных средств музыкальной выразительности. Ее применение — обязательное условие каждого музыкального исполнения, однако она требует от исполнителя подлинно творческого отношения. Ведь в нотном тексте композитор дает лишь самые необходимые динамические обозначения, и трубачу в процессе работы над произведением нужно самому дополнить эти указания своими нюансами. Исходя из авторских нюансов и собственных представлений о трактовке произведений, музыкант намечает динамический план исполняемого сочинения. Здесь обязательно учитывается связь динамики с другими элементами музыкального языка. Динамика является важным средством музыкальной фразировки, которая, как правило, полностью определяется творческими способностями исполнителя.

В оркестровой практике динамика каждого инструмента подчинена художественным целям всего коллектива. Трубач должен учитывать то обстоятельство, что его инструмент — один из самых ярких и громких по силе в оркестре. Эту специфику следует учитывать при управлении динамикой звука трубы в оркестре.

Будучи категорией исторической, динамика появилась вместе с музыкой и развивалась вместе с ансамблевым, сольным и оркестровым исполнительством. Для стиля барокко характерна ступенчатая динамика, основанная на сопоставлении различных пластов музыки (тутти — рефрен — тутти). С мангеймской школы оркестрового исполнительства в музыкальное искусство вошла динамика, основанная на нарастании и снижении силы звучности, — динамика постепенного перехода (crescendo и diminuendo). Для классики общепринятой стала и динамика внезапных переходов, контрастная динамика (ff — р, рр— ff). Красочной и эффектной во все времена была динамика «эхо». Современные композиторы широко используют динамику, достигаемую фактурными средствами, динамику регистров и т. д. Самостоятельной разновидностью является динамика громкостная. К ней относятся всевозможные динамические подчеркивания, акценты, сфорцандо и т. д.

Ю. А. Усов
"Методика обучения игре на трубе"
Категория: Методика | Просмотров: 2746 | Добавил: Admin | Теги: динамика, Усов | Рейтинг: 0.0/0
Советуем почитать:
[]
Легато (И. Буш)
[]
Тембр (Ю. А. Усов)
[]
Техника пальцев (Ю. А. Усов)
[]
Правильная постановка при игре на трубе
[]
Трели
[]
Слушать онлайн диск: "БУДЬ ПРОСЛАВЛЕН ТЫ!"
[]
СЛУШАТЬ ОНЛАЙН ДИСК: "Не поворачивай назад"
[]
Слух трубача (Ю. А. Усов)
[]
ВЫБОР МУНДШТУКА!
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наш опрос
Ответив на вопрос вы поможете в дальнейшем развитии сайта!!!

В каких условиях вам больше нравится играть на трубе?
Всего ответов: 895
Форма входа
Статистика
Онлайн всего: 2
Прохожих: 2
Музыкантов: 0

Сегодня на сайте были пользователи:
Поделиться ссылкой