Главная » 2011 » Июнь » 20 » Исполнение музыкального произведения
17:47
Исполнение музыкального произведения
Одного внутреннего слухового предвосхищения и тесно связанного с ним эмоционального переживания музыки недостаточно для полноценного исполнительского процесса. Необходимо, чтобы игровые движения были хорошо отрепетированы, стали привычными и даже в какой-то мере автоматичными; чтобы слуховые предвосхищения вызывали к действию определенное количество «технических представлений». Последние, однако, не должны превалировать, ибо чрезмерное их количество может подавить слуховые представления и эмоциональный тонус, вследствие чего исполнение станет ремесленным.

Необходимо, следовательно, комплексное предвосхищение воображения, куда входят представления о нотном тексте — тональностях, строении мелодии и аккомпанемента, о художественно-технических задачах, которые нужно выполнять в ближайшем эпизоде произведения. Способность нашего внутреннего слуха к комплексному предвосхищению воображения — это умение мыслить вперед, думать вперед, то есть сознательно управлять течением исполнительского процесса. «Всякий раз, когда мы обнаруживаем, что в исполняемой нами пьесе пальцы идут вразброд, остается честно признаться самим себе, что беда коренится в распределительном центре... Ум не шел в ногу с пальцами. Мы положились на наш автоматизм; мы позволили пальцам бежать вперед, в то время как ум тащился позади вместо того, чтобы, как ему полагается, опережать пальцы, подготовляя их работу», — писал И. Гофман. Аналогичная ситуация наблюдается в устной речи: «...Чтобы произнести данное слово с соответствующей интонацией, надо видеть и осмысливать текст далеко вперед. Отсутствие этого условия является наиболее распространенной причиной невыразительного, мертвого, а иногда даже бессмысленного чтения».

В исполнительском процессе предвосхищающее воображение действует в тесном контакте с реальным восприятием звукового результата исполнения. Действовать в полную силу как исполнитель, а с другой стороны — слушать себя — эта трудная задача не всегда по плечу ученикам.

Переживание музыки при слушании ее со стороны носит пассивный характер. Собственное исполнение — это активный волевой процесс переживания. Выразительные моменты того или иного произведения предстают перед исполнителем как определенные человеческие чувства, мысли, их сопоставление, развитие. Это трудно передать словами, можно только прочувствовать. Словесным определениям поддаются сравнительно легко лишь изобразительные моменты. Трубач глубоко и сосредоточенно охватывает одновременно детали и целое, сопоставляет то, что слышится в данный момент, с предыдущим развитием музыки, предвосхищает дальнейший ее ход.

Профессиональный исполнитель, в отличие от любителя, может отчетливо внутренне слышать и активно переживать музыку, которая не звучит в данный момент, а находится перед ним в нотном воплощении. Он обладает широкой гаммой эмоциональных красочных состояний и поэтической фантазией, умеет их создавать в воображении в форме ярких звуковых образов, которые реализуются через двигательную технику.

Сам процесс исполнения на трубе является в первую очередь следствием работы воображения, которая направляет и подчиняет себе работу игрового аппарата, то есть двигательную технику. Работа же воображения должна соизмеряться с данными восприятия и в связи с этим учитывать те или иные технические возможности.

Важной способностью музыканта является умение наполнять содержанием те музыкальные звуки, которые зафиксированы в нотной записи. Как правило, нотный текст довольно приблизительно указывает на темп, ритм, динамику, фразировку, которые должны быть реализованы в исполнении. Поэтому при чтении нотной записи, во-первых, исполнитель стремится догадаться о внутреннем содержании, пережить это содержание, а во-вторых, пытается найти темброво-интонационные окраски мелодической фактуры, то есть внести те подробности, которых нет в нотном тексте. Конечно, все эти подробности не должны заслонять основные контуры мысли композитора, заложенные в произведении, идти с ними вразрез, вступать с ними в противоречие.

Первоначальное ознакомление с произведением по нотам напоминает чтение книги. Читая текст книги вслух или про себя, мы стараемся, исходя из логического смысла, расставить интонационные оттенки, хотя в словесном тексте и нет никаких их обозначений. То же самое происходит с играющим пьесу трубачом. Он должен уметь уловить кульминацию, логические ударения тяжелых и легких долей в такте, соотношения частей внутри целого, границ между фразами, построениями, периодами, эпизодами и т. д. Способность к такого рода прочтению нотного текста зависит от накопленного музыкального опыта, от знания большого количества произведений трубного репертуара.

Способность переживать содержание музыки находится в полной зависимости от интеллектуального и эмоционального уровня развития исполнителя, от широты круга его интересов.

В содержание произведения исполнитель всегда вносит нечто-свое собственное, индивидуальное, связанное с миром его личных ощущений, переживаний. Поэтому если даже несколько исполнителей с одинаковой скрупулезностью выполняют все указания нотного текста, их исполнение будет индивидуально различно. Такое индивидуальное различие переживания одного и того же сочинения выражается в трактовке, то есть в различном звуковом оформлении, которое лежит за пределами указаний нотного текста. Индивидуальная трактовка никогда не остается постоянной. Она изменяется, совершенствуется в зависимости от роста исполнительского мастерства музыканта, обогащения его духовного мира, расширения музыкального кругозора.

Ю. А. Усов
"Методика обучения игре на трубе"

Категория: Методика | Просмотров: 3446 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Советуем почитать:
[]
Трели
[]
Игра без инструмента
[]
Теория звукоизвлечения на трубе
[]
Тембр (Ю. А. Усов)
[]
Понятие атаки и артикуляции
[]
Слушать онлайн диск: "БУДЬ ПРОСЛАВЛЕН ТЫ!"
[]
ПРАВИЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ ПРИ ИГРЕ НА ТРУБЕ
[]
Резонаторы
[]
Строй и интонация (Ю. А. Усов)
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наш опрос
Ответив на вопрос вы поможете в дальнейшем развитии сайта!!!

Каким разделом вы пользуетесь больше всего?
Всего ответов: 652
Форма входа
Статистика
Онлайн всего: 1
Прохожих: 1
Музыкантов: 0

Сегодня на сайте были пользователи:
Поделиться ссылкой