Мобильная версия сайта
Главная » 2011 » Май » 11 » Техника пальцев (Ю. А. Усов)
15:53
Техника пальцев (Ю. А. Усов)
Техника пальцев трубача — это способность пальцев обеспечивать движения в те самые мгновения, которые диктуются работой амбушюра, дыхания, языка и внутренним ощущением музыки. Только в комплексе деятельности всех компонентов исполнительского аппарата возможно приобретение навыков четкой, быстрой и согласованной работы пальцев.

В исполнительском процессе на трубе активно действуют три пальца правой руки: указательный, средний безымянный. Они лежат на клавишах вентильного механизма и обозначаются как первый, второй и третий. Большой палец свободно располагается под верхней трубкой канала ствола инструмента.

Авторы различных «школ» и руководств пришли к единому мнению о целесообразно внешней форме и положении пальцев на вентилях (клавишах). Большинство педагогов и методистов считают, что пальцы должны иметь слегка закругленную форму. Подушечки первого, второго и третьего пальцев мягко ложатся на клавиши. Ни в коем случае не допускается игра прямыми пальцами с опорой на клавиши первой или второй фалангами, как, например, это предлагает делать Я. Коларж. Форма постановки пальцев в каждом отдельном случае должна обусловливаться строением руки в целом и другими особенностями конкретного исполнителя. Однако наиболее предпочтительны, повторяем, не просто закругленные, а слегка закругленные пальцы. Такое положение обеспечит пальцам большую эластичность и подвижность в исполнении как технических, так и кантиленных эпизодов: плоскость соприкосновения пальцев с клавишами вентилей увеличивается, благодаря чему у музыканта улучшается ощущение клавишей.

В расположении пальцев на вентилях по отношению друг к другу нужно исходить из стремления к единству, целостности их движений и в то же время к сохранению самостоятельности движения каждого пальца в отдельности. Особое внимание следует обратить на создание благоприятных условий для свободного движения четвертого пальца — мизинца, который ни в коей мере не должен держаться за кольцо инструмента, как это делают многие ученики. Кольцо, расположенное несколько ниже вентильного механизма, предназначается на тот случай, если исполнителю приходится играть, держа инструмент одной правой рукой; левой рукой в это время трубач пользуется сурдиной или переворачивает ноты. Именно тогда мизинец, зацепившись за кольцо, вместе с большим пальцем правой руки держит инструмент. Свободный четвертый палец будет способствовать непринужденным действиям третьего пальца, так как их двигательные импульсы во многом совпадают. Наоборот, напряженное состояние четвертого пальца, державшегося за кольцо, может постепенно привести к зажатию кистевого сустава, к скованности у учащегося игровых движений третьего пальца. Все три пальца правой руки должны лежать на клапанах вентилей мягко, как бы опираясь на них. При нажатии вентиля и его подъеме следует стремиться к тому, чтобы подушечки пальцев постоянно касались клапанов и не отрывались от них при движении вверх. Это обстоятельство довольно трудно выполнимо для начинающих учеников. Оно требует большого внимания при занятиях. Не «подбрасывать» пальцы вверх от клапанов, а постоянно держать их на вентилях — основное правило рациональной постановки правой руки.

Важным условием развития техники пальцев является достижение слитности, полного контакта подушечек пальцев с клавишами вентилей. Он состоит в том, чтобы исполнитель ощущал пальцами высоту, силу, тембр звука, как он это чувствует губами под мундштуком. Единые мышечные ощущения в губах и пальцах являются залогом успешной последующей работы ученика над развитием техники пальцев.

Техника пальцев предполагает также умение сводить к минимуму шумную работу вентильного механизма некоторых инструментов, избегать стук пальцев по поверхности клапанов, удары помп по дну цилиндра и при возврате их в исходное положение.

Труба держится левой рукой. Большой, указательный, средний и безымянный пальцы крепко охватывают помпы вентильного механизма. Мизинец вставляется в кольцо кроны третьего вентиля. При необходимости исполнитель выдвигает мизинцем третью крону для подстройки отдельных звуков. Большим пальцем также осуществляется выдвижение первой кроны, если инструмент имеет соответствующее приспособление для интонационной подстройки звуков, берущихся с участием первого вентиля. Умение подстраивать определенные звуки при помощи выдвижения первой и* третьей крон пальцами левой руки — необходимое условие интонационно чистой игры. Этот навык должен быть освоен учеником как можно раньше.

Ю. А. Усов
"Методика обучения игре на трубе"

Категория: Методика | Просмотров: 2604 | Добавил: Admin | Теги: труба, Техника пальцев, играть, Усов | Рейтинг: 0.0/0
Советуем почитать:
[]
СЛУШАТЬ ОНЛАЙН ДИСК: "Не поворачивай назад"
[]
Слушать онлайн диск: "БУДЬ ПРОСЛАВЛЕН ТЫ!"
[]
ПРАВИЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ ПРИ ИГРЕ НА ТРУБЕ
[]
Правильное дыхание при игре на трубе
[]
Слух трубача (Ю. А. Усов)
[]
Динамика (Ю. А. Усов)
[]
Понятие атаки и артикуляции
[]
Резонаторы
[]
Легато (И. Буш)
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наш опрос
Опрос создан: 01.07.2012

Ответив на вопрос вы поможете в дальнейшем развитии сайта!!!

Какой цвет трубы вам больше нравится?
Всего ответов: 757
Форма входа
Общаемся
Статистика

Онлайн всего: 1
Прохожих: 1
Музыкантов: 0

Сегодня на сайте были пользователи:
Поделиться ссылкой