Главная » 2011 » Август » 9 » Правильная постановка при игре на трубе
14:25
Правильная постановка при игре на трубе
 К сожалению, в специальных методических трудах мы не находим глубокого теоретического обоснования этого понятия и точной его формулировки.
 Правильной постановкой при игре на трубе называется наиболее целесообразное расположение мундштука на губах, рационально сформированный амбушюр, поставленное на опору исполнительское дыхание, свободные и эластичные движения языка и пальцев, удобное положение всего корпуса, головы, рук и ног, приспособленных к игре на инструменте. Сам термин «постановка» вызывает представление чего-то неподвижного, статичного, тогда как постановка — это не только исходное положение губ, языка, дыхания, пальцев, но и стабильный двигательный процесс, наиболее рациональное приспособление нашего исполнительского аппарата и организма к условиям игры на трубе.
В пособиях и «школах» можно найти изображения общепринятой постановки, которая определялась в результате многолетнего опыта педагогов как наиболее рациональная для начального обучения. Каждому человеку присущи те или иные типовые черты строения губ, лицевых мышц, языка, рук, они-то и обусловливают приспособленность организма к игре. Внешняя форма приспособления и определяет так называемую стандартную форму постановки.
Однако в процессе игры постановка у каждого трубача несколько видоизменяется в зависимости от индивидуальных особенностей строения губ, мышц лица, языка, зубов. Трубач сам или с помощью педагога приспосабливается к инструменту, к игровым движениям или, как было сказано ранее, находит свою «зону относительного комфорта». Но часто бывает и так, что педагог не учитывает особенности строения губного аппарата ученика и продолжает придерживаться стандартной постановки или изменяет ее согласно субъективным представлениям, ощущениям и привычкам. Это неправильно. Педагог никогда не должен навязывать ученику или копировать стандартную форму постановки мундштука на губах и игровых движений языка, губных мышц, дыхания, пальцев без учета индивидуальных особенностей данного учащегося, ибо это затормозит не только техническое, но и музыкальное развитие ученика, ограничит его исполнительские возможности и даже приведет к потере уже приобретенных игровых навыков.
Отклонения от наиболее характерных типовых особенностей строения и функций амбушюра, языка, дыхания, пальцев вызывают и соответственные изменения в формах постановки. Такие промежуточные виды можно назвать нестандартными постановочными вариантами.
Начинающему трубачу трудно правильно поставить мундштук на губах и обеспечить его устойчивое, бесприжимное положение при звукоизвлечении. Конечно, первое, что делает педагог, — добивается стандартной формы постановки и звукоизвлечения. Главным условием здесь должен являться принцип естественности, при котором все игровые мышцы находятся в свободном состоянии. Не внешняя их форма, а внутреннее состояние освобожденных мышц всего тела — основа правильной постановки при игре на трубе.
Конечно, впервые взяв в руки трубу, ученик ощущает общее напряжение всех мышц, участвующих и не участвующих в процессе звукообразования. Первоочередная задача педагога состоит именно в том, чтобы постепенно снять общее напряжение и добиться более или менее свободного состояния мышц, занятых в игровом цикле. Прежде всего ученик должен крепко, но не напряженно держать трубу левой рукой, тогда как правая свободно лежит на клавишах вентилей и не принимает никакого участия в поддержке инструмента. Мундштуком не надо давить на губы. Следует помнить, что не мундштук приставляется к губам исполнителя, а губы плотно прижимаются к мундштуку. Напряженность губных мышц при этом не должна превышать той меры, которая заставляет ученика излишне давить мундштуком на губы.
Интересное устройство применялось в Высшей музыкальной школе имени Ханса Эйслера. Оно вставляется между инструментом и мундштуком и регулирует давление последнего на губы исполнителя (а). При излишнем нажиме на губы в момент звукоизвлечения мундштук проваливается вниз, показывая, что подобное давление на губы нерентабельно (там же — б). Вот изображение этого, на наш взгляд, интересного приспособления:



Такой подход к начальному обучению основан на предупреждении большой мышечной напряженности в процессе игры на трубе. Постоянная тренировка исполнительского аппарата трубача — это устранение излишних мышечных напряжений в процессе игры. Постепенно ученик должен приучить себя контролировать состояние своих мышц в каждый данный момент их работы и соответственно расслаблять напрягающуюся мышцу, заставляя активно действовать именно те мышцы, которые являются определяющими при звукообразовании.
Такой же естественной должна быть и постановка исполнительского дыхания. Основные правила вдоха были описаны нами, здесь же следует отметить лишь некоторые из них. Педагог неуклонно должен следить, чтобы ученик при вдохе не поднимал плечи (ключичное дыхание). Наиболее рациональное грудобрюшное дыхание, а точнее, его вдох легко осуществляется учеником в лежачем состоянии. Поэтому педагогу следует объяснить ученику, что вечером, когда он ложится спать, или утром, когда просыпается, ему нужно, положив руку на живот, проделать несколько вдыхательных движений. Такой вдох является правильным, и его необходимо взять за основу при занятиях на трубе.
Сразу же после вдоха должен наступить выдох. Ни в коей ме¬ре не должно быть никакой паузы (задержки) между этими двумя циклами. После короткого, но достаточно глубокого вдоха наступает продолжительный выдох. Как правило, исполнительский выдох должен быть естественным и проводиться на легко извлекаемых звуках. Следует обратить внимание на то, чтобы процесс выдоха не был напряженным. Собранность мышц губного аппарата, брюшного пресса ни в коей мере не должна переходить в скованность, зажатость. Вдох, при всей его глубине, нельзя делать слишком обильным. Нужно брать столько воздуха, чтобы легкие не чувствовали перегрузки и чтобы ученик успевал при звукообразовании израсходовать весь запас воздуха. В то же время в момент окончания выдоха, перед вдохом, в легких должно оставаться некоторое количество воздуха. Если этого не случается, возникает одышка, которая будет нарушать исполнительский процесс. Оставление большего количества воздуха в легких также нежелательно. Поэтому регулирование остаточного воздуха в легких при игре на трубе ученику необходимо вырабатывать в процессе многочисленных тренировок. Оно является одним из условий овладения исполнительским мастерством.
К постановке относятся также правильное положение всего корпуса и устойчивая расстановка ног: пятки слегка повернуты внутрь, а носки — немного врозь. Для большей устойчивости обе ноги следует слегка расставить. Это обеспечит такое положение, при котором тяжесть свободного от излишних напряжений корпуса равномерно распределится на обе ноги. Предлагаемое М. Табаковым (и принесенное в другие «школы») положение: «Заниматься на трубе следует стоя, с выдвинутой несколько вперед ногой», на наш взгляд, не имеет под собой достаточных оснований.
Положение, при котором тяжесть свободного от излишнего напряжения корпуса равномерно распределяется на обе ноги, слегка расставленные, допускает возможность перемещать эту тяжесть с одной ноги на другую в зависимости от эмоционального состояния играющего. Опора на обе ноги помогает устранить и распространенную среди многих учеников дурную привычку «отбивать такт» ногой. Педагогу не следует добиваться устранения эмоциональных реакций, если, конечно, они находятся в допустимых пределах, ибо в противном случае это может отразиться на выразительном исполнении, на его технической свободе. Недопустимо, чтобы движения корпуса при перемещении тяжести с одной ноги на другую становились преувеличенными и приводили бы, например, к раскачиванию тела. Здесь же следует добавить, что на лице исполнителя при игре на трубе также не должно быть гримас, кривляний, ярко выраженных и заметных напряжений, усилий.
Корпус и голова ученика должны находиться в прямом положении, без наклона вперед или назад. Локти рук приподняты. Они ни в коей мере не касаются грудной клетки, что затруднило бы дыхательный процесс.
Все советские «школы» и пособия пишут о том, что заниматься надо только стоя. В то же время многие современные зарубежные пособия отмечают, что ученику после определенного количества времени занятий следует встать со стула и походить по комнате, чтобы дать организму расслабиться и отдохнуть. То есть они рекомендуют заниматься на трубе только сидя. На наш взгляд, проводить часть занятий на инструменте сидя не только возможно, но в некоторой степени и полезно.
Категория: Методика | Просмотров: 8898 | Добавил: Admin | Рейтинг: 3.0/3
Советуем почитать:
[]
Правильная постановка при игре на трубе
[]
ВЫБОР МУНДШТУКА!
[]
Резонаторы
[]
Слух трубача (Ю. А. Усов)
[]
Динамика (Ю. А. Усов)
[]
Легато (И. Буш)
[]
СЛУШАТЬ ОНЛАЙН ДИСК: "Не поворачивай назад"
[]
Строй и интонация (Ю. А. Усов)
[]
Понятие атаки и артикуляции
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наш опрос
Ответив на вопрос вы поможете в дальнейшем развитии сайта!!!

В каких условиях вам больше нравится играть на трубе?
Всего ответов: 895
Форма входа
Статистика
Онлайн всего: 1
Прохожих: 1
Музыкантов: 0

Сегодня на сайте были пользователи:
Поделиться ссылкой