Мобильная версия сайта
Главная » 2011 » Сентябрь » 29 » Понятие атаки и артикуляции
16:40
Понятие атаки и артикуляции
Атака звука во взаимодействии с работой амбушюра и дыхания, техникой пальцев и музыкальным слухом является важным компонентом исполнительского аппарата трубача. Четкое и ясное начало звука, владение разнообразными штрихами и артикуляционными приемами определяют уровень мастерства исполнителя, отличают трубача-профессионала от любителя. Придавая особое значение правильной атаке звука, Ж. Арбан писал: «Первое, к чему следует стремиться, это хорошая атакировка звука. В этом состоит точка отправления всякого хорошего исполнения, и музыкант, у которого извлечение звука (атакировка) плохо, никогда не сделается хорошим артистом... Способ атакировки сразу же обнаруживает у кого хороший или дурной стиль».

Извлечение звука на трубе достигается посредством чередования подачи воздуха в инструмент и ее прекращения. Наряду с дыханием главную роль при этом играет язык, который является клапаном-распределителем, закрывающим и открывающим доступ воздуха в губную щель. Именно язык дает возможность подавать в инструмент воздух отдельными порциями, определенной силы и протяженности, делить струю воздуха на отрезки.

Язык состоит из трех мышц: продольной, обеспечивающей его движение вперед-назад; поперечной, помогающей его уплотнять и способствовать более свободному движению в полости рта; верти- кальной, делающей его плоским, рыхлым и мягким. Благодаря этим мышцам язык обладает большой подвижностью и изменчивостью формы. Корень и кончик языка в направлении своих движений совершенно независимы друг от друга. Поэтому язык выполняет роль не только клапана-распределителя, открывающего-доступ воздуха в мундштук и инструмент, но и органа, создающего необходимые условия для звукообразования и управления им. Атакой звука называется самый начальный момент звукоизвлечения на трубе. Процесс выполнения атаки протекает следующим образом. Язык своим кончиком проходит между передними зубами и касается внутреннего края губ. Одновременно кончик языка ощущает верхние зубы. Атака происходит в тот момент, когда кончик языка быстро опускается вниз и воздушная струя, проходя по всей видоизменяющейся в определенных пределах плоскости языка, приводит в движение губные эпителии. Кончик языка мгновенно прячется за нижними зубами до проведения следующей атаки.

При атаке звука важны координация и синхронность в действиях трех элементов или звеньев исполнительского аппарата: губ, дыхания и языка. Нарушение согласованности хотя бы в одном звене ведет к плохой, некачественной атаке.

Кончик языка не следует все время держать в положении контакта с верхними передними зубами. Язык в момент извлечения звука должен наподобие барабанных палочек легко «ударить» и отскочить. Движения языка должны быть очень точными и короткими. Даже в медленных, певучих атаках, штрихах его действия остаются собранными и определенными. Кончик языка не следует выдвигать далеко вперед через губную щель. Он только плотно касается внутренней кромки губ.

Большинство современных школ, к сожалению, неточно, а зачастую противоречиво описывают процесс атаки звука на трубе. Так, например, в «школе» А. Митронова он освещается следующим образом: «...Закрыть углы рта и приложить кончик языка к нижней кромке зубов верхней челюсти, после этого следует отдернуть язык в глубь рта, одновременно послав в мундштук струю воздуха с произнесением слога ту».

«Для того чтобы извлечь звук на трубе с установленным на губах мундштуком, — пишет в своей „школе" Л. Липкин, — следует использовать прием движения языка, сходный с „сухим плевком" (как бы сплевывая приставшую к середине верхней тубы соринку), и одновременно произнести слог ту. При произнесении слога ту язык отходит назад, открывая доступ выдыхаемой, активно движущейся через губную щель струе воздуха». В «школе» Л. Чумова дается такая трактовка атаки звука: «...Кончик языка плотно прижать к нижней части верхних зубов. При выдохе язык оттягивается, открывая путь струе воздуха, проходящей через губную щель». Я. Коларж пишет: «Конец зыка притиснем к нижней губе, повысим давление воздуха в груди и проведем языком быстрое обратное движение, как при выговаривании слога ты». Перечень такого рад методических указаний можно бы продолжить.

Авторы «школ» как правило опираются в своих определениях атаки звука на указания М. Табакова, который писал: «Первый прием для извлечения звука с установленным на губах мундштуком состоит в характерном мышечно-двигательном действии языка и губ (амбушюра), очень сходном с сухим плевком, делаемым как бы для того, чтобы сплюнуть приставшую к середине верхней губы соринку. Из всех приемов звукоизвлечения на медных амбушюрных духовых инструментах этот прием является основным и определяется как твердая атака звука, характеризуемая четким произношением слога ту. Степень напряжения и энергия, затраченные при этом отталкивании языка вовнутрь от губ, находятся в прямом соответствии с твердостью атаки звука».

В этих описаниях неточными являются три момента. Во-первых, кончик языка должен прежде всего касаться внутренней кромки (эпителий) губ, принимая активное участие в открывании и закрывании губной щели, и в то же время он должен чувствовать края передних зубов. Именно чувствовать края зубов, а не «плотно прижиматься» к ним. Во-вторых, язык при атаке звука не следует отдергивать, оттягивать назад или «сплевывать соринку», его кончик опускается вниз. В-третьих, исполнитель при атаке звука не может произносить никаких речевых фонем. Их можно только подразумевать.

Таким образом, техника языка при атаке звука состоит в следующем:
кончик языка находится у основания передних верхних зубов и слегка касается внутренней кромки губ;
при подаче воздуха в полость рта кончик языка опускается вниз.

Но на этом активная роль языка при звукоизвлечении не заканчивается. Его верхняя часть, особым образом изгибаясь и видоизменяясь, активно управляет воздушным потоком, поступающим из легких в ротовую полость. Контроль и регулировка струи воздуха заключается в том, что исполнитель мысленно (а не буквально) произносит те или иные слоги и его язык видоизменяется для формирования этих фонем.
Категория: Методика | Просмотров: 3200 | Добавил: Admin | Рейтинг: 3.8/4
Советуем почитать:
[]
Исполнение музыкального произведения
[]
Техника пальцев (Ю. А. Усов)
[]
СЛУШАТЬ ОНЛАЙН ДИСК: "Не поворачивай назад"
[]
Теория звукоизвлечения на трубе
[]
Тембр (Ю. А. Усов)
[]
Правильное дыхание при игре на трубе
[]
Игра без инструмента
[]
Строй и интонация (Ю. А. Усов)
[]
Резонаторы
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наш опрос
Опрос создан: 01.07.2012

Ответив на вопрос вы поможете в дальнейшем развитии сайта!!!

В каких условиях вам больше нравится играть на трубе?
Всего ответов: 836
Форма входа
Общаемся
Статистика

Онлайн всего: 1
Прохожих: 1
Музыкантов: 0

Сегодня на сайте были пользователи:
Поделиться ссылкой