Мобильная версия сайта
Главная » 2011 » Сентябрь » 28 » Ладовое интонирование. Ю. А. Усов
16:22
Ладовое интонирование. Ю. А. Усов
Одним из важнейших средств музыкальной выразительности является звук. Качественную и количественную его структуру определяют высота, окраска, громкость. С этими компонентами музыкального звука и связаны основные средства музыкальной выразительности на трубе: звуковысотная интонация, тембр и вибрато, динамика. Труба имеет относительно фиксированную настройку хроматического звукоряда. Несмотря на конструктивно обусловленную высоту каждого звука инструмента, исполнитель может варьировать его высоту в известных пределах в зависимости от художественных целей. Конструктивные особенности трубы не позволяют точно темперировать звукоряд, как это сделано на фортепиано. Трубачи обычно подстраивают в процессе игры «больные» звуки своего инструмента, корректируют высоту других интонационно неточных звуков путем изменения напряжения амбушюра и дыхательных мышц, а также выдвижения первой и третьей крон, если на инструменте для этого есть специальное приспособление. 

Чтобы измерить возможность исправления губами и дыханием высоту извлекаемого звука, А. Федотов и В. Плахоцкий провели в лаборатории музыкальной акустики Московской консерватории специальные опыты. Квалифицированному трубачу было предложено сыграть три звука в разных регистрах в нюансе mezzo forte с точным соблюдением высоты тона. Каждый звук затем искусственно, без особого напряжения губного аппарата повышался и понижался, насколько это позволяло мастерство исполнителя. Измерения проводились при помощи уже известного читателю хроматического стробоскопа с точностью до одного цента. Инструмент настраивался по стандарту ля первой октавы = 440 кол/сек. Было установлено, что небольшими усилиями амбушюра и дыхания можно повысить и понизить высоту отдельных звуков, сохранить их устойчивость на протяжении всей длительности. Ширина зоны изменения звука не была во всех регистрах одинакова. В то же время опыт показал, что интонационные отклонения от нормы некоторых звуков могут быть ликвидированы или значительно исправлены исполнителем. 

Федотов и Плахоцкий провели еще одно интересное исследование. При помощи специального прибора шумомера и хроматического стробоскопа они рассмотрели взаимозависимость увеличения или уменьшения громкости звука и изменения его высоты. Звуки извлекались в нюансе piano и forte. Вначале исполнитель брал звуки произвольно, затем стремился к точности интонирования. Стало очевидным, что при внимательном слуховом контроле трубач при помощи амбушюра и дыхания с успехом может сохранять высоту заданного звука в различных нюансах. 

Владея, таким образом, хроматическим звукорядом инструмента, трубач способен чисто интонировать любой звук. Забегая несколько вперед, заметим, что художественная норма чистой интонации, точнее, звуковысотная растяжимость каждого звука трубы должна быть, как правило, в пределах 1/4 тона, то есть 50 центов, по 1/8 тона в обе стороны от равномерно-темперированного эталона. В этой зоне трубач может свободно владеть интонацией, подчиняя ее задачам музыкального исполнения. 

Умение свободно управлять строем трубач должен использовать не только для исправления нестройных звуков, но и для осуществления художественного интонирования. Чистая звуковысотная интонация гарантируется подстройкой инструмента, но обусловливается объективными факторами ладовых тяготений и интонационно-выразительными закономерностями. В процессе исполнения трубач должен использовать звуковысотную вариантность свободных отклонений в зоне 50 центов как яркое выразительное средство. Эту гибкость звуковысотной интонации он может осуществлять за счет координированных взаимодействий компонентов исполнительского аппарата — дыхания, амбушюра, артикуляторов, вспомогательной аппликатуры. Особое значение при игре на трубе имеет правильное интонирование звуков лада. Каждый звук в музыке следует рассматривать как частицу той или иной определенной тонально-гармонической системы. 

Играя на трубе, учащиеся сверяют высоту звуков инструмента с аналогичными звуками фортепиано, настроенного, как известно, в равномерно-темперированном строе. При исполнении произведений в сопровождении фортепиано и даже сольных мелодий многие трубачи ориентируются опять-таки на фиксированный строй фортепиано. 

Однако с точки зрения звуковысотной интонации это ведет к искажению выразительности сольной мелодии, что отнюдь не способствует формированию слуха будущих музыкантов. Привыкнув интонировать мелодию применительно к равномерно-темперированному строю фортепиано, многие учащиеся, попадая в дальнейшем в условия исполнительского строя в духовом и симфоническом оркестрах, испытывают серьезные затруднения. Равномерно-темперированный строй в какой-то степени является компромиссным, так как он одинаково неточен при мелодическом и гармоническом интонировании на любом духовом инструменте. 

Следует помнить, что мелодическое интонирование и ансамблевое гармоническое интонирование ставят перед исполнителем различные задачи. Чистое ансамблевое исполнение вытекает из индивидуального мастерства каждого музыканта. Очень важно, чтобы трубач играл интонационно чисто. Интуитивная игра заслуживает похвалы, но для профессионального исполнения в ансамбле этого недостаточно. Необходимо знать законы тяготения звуков, влияние нюансировки на интонацию, недостатки своего исполнительского аппарата, конструктивные дефекты инструмента. 

Законы ладовых тяготений изложены в элементарной теории музыки и изучаются каждым. Звуковысотная вариантность широко используется в хоровом искусстве. П. Чесноков, например, очень просто формулирует основные закономерности интонирования интервалов. Он рекомендует все чистые мелодические интервалы интонировать более стабильно, все малые интервалы — с тенденцией к сужению, все большие — с тенденцией к расширению. Эмпирические наблюдения практиков подтверждаются акустическими экспериментальными данными Н. Гарбузова, П. Барановского, Е. Юцевича. А. Банин в своей работе «О некоторых акустических и музыкальных элементах хоро¬вого строя» приводит соответствующую таблицу: согласно ей каждый мелодический интервал представлен зоной, в пределах которой он интонируется. 

Сформулированные Чесноковым тенденции к сужению и расширению мелодических интервалов получили в данной таблице свое качественное выражение в центах. Средняя величина сужения интервалов относительно равномерно-темперированного строя равна около 25 центов, величина расширения — около 19 центов. Средней нормой допустимого варьирования высоты звука следует считать 44 цента, то есть 25+19, весьма близкую к 1/4 целого тона. Эта звуковысотная зона интонирования вполне может быть использована трубачом как яркое средство музыкальной выразительности. На хорошо подстроенном инструменте исполнителю не будет доставлять затруднений интонирование малой и большой терций, а также чистой и увеличенной кварты, квинты, большой и малой сексты. Интонационная вариантность этих интервалов находится в пределах нормы двусторонней растяжимости тонов звукоряда. Малая, большая и увеличенная секунда, уменьшенная квинта имеют преимущественно одностороннее по отношению к равномерно-темперированному строю тяготение. Оно может достигать 40 и более центов в одном направлении и поэтому представляет трудность для исполнения. Она заключается в том, что не каждый тон хроматического звукоряда трубы податлив на одностороннее повышение или понижение высоты. В отдельных случаях исполнитель будет вынужден применять вспомогательную аппликатуру. Свободному мелодическому строю не свойствен энгармонизм. Увеличение секунда не равна малой терции, как и увеличенная кварта не идентична уменьшенной квинте. 

Относительно устойчивыми ступенями лада считаются тоника, субдоминанта и доминанта. Квинты, образованные с участием этих ступеней являются постоянными. Терции и сексты, в состав которых? входят устойчивые тоны лада, в мелодии имеют тенденцию к следующей закономерности: большие интервалы расширяются, малые — сужаются. Образованные нижними и верхними вспомогательными тонами, особенно нижним вводным тоном и тони¬кой, малые секунды имеют тенденцию к сужению. Тенденцией к нивелированию и значительной нестабильностью величины интервала отличаются большие секунды. Величина того или иного интервала меняется в зависимости от направления движения мелодии и динамики. 

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что трубачи играя оркестре, интонируют музыку не в каком-либо фиксированном строе, а в свободном исполнительском строе. Именно для этого строя характерна строго закономерная вариантность интервалов в пределах художественной нормы чистой интонации. Ширина зоны звуковысотной интонации интервала в процессе игры на трубе в большинстве случаев достигает 1/4 целого тона, а иногда даже и превосходит его.
Категория: Методика | Просмотров: 2467 | Добавил: Admin | Рейтинг: 3.0/2
Советуем почитать:
[]
Исполнение музыкального произведения
[]
Техника пальцев (Ю. А. Усов)
[]
СЛУШАТЬ ОНЛАЙН ДИСК: "Не поворачивай назад"
[]
Игра без инструмента
[]
Трели
[]
Слушать онлайн диск: "БУДЬ ПРОСЛАВЛЕН ТЫ!"
[]
Строй и интонация (Ю. А. Усов)
[]
Ладовое интонирование. Ю. А. Усов
[]
Легато (И. Буш)
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наш опрос
Опрос создан: 01.07.2012

Ответив на вопрос вы поможете в дальнейшем развитии сайта!!!

Какой цвет трубы вам больше нравится?
Всего ответов: 729
Форма входа
Общаемся
Статистика

Онлайн всего: 1
Прохожих: 1
Музыкантов: 0

Сегодня на сайте были пользователи:
Поделиться ссылкой