Главная » 2012 » Июль » 23 » Трели
Советуем почитать:
11:00 Трели | |
Работа над вентильными и губными трелями — важный раздел в технической подготовке ученика. В современной исполнительской практике все чаще используется губная трель, причем ее применяют не только джазовые трубачи, но и исполнители академического направления. Этот технический прием эффектно звучит, например, в каденции Г. Перри в первой части концерта для трубы с оркестром И. Гайдна: ![]() Н. Платонов дает примечание к каденции в третьей части своей сонаты для трубы и фортепиано, где требует исполнения трели без помощи вентилей и указывает на необходимую для этого аппликатуру: ![]() Изданные у нас учебные пособия ничего не говорят об овладении губными трелями. В то же время в педагогической практике уже существуют определенные методы работы над ними, проверенные и подтвержденные жизнью. Известно, что губная трель может быть исполнена начиная с ми или фа второй октавы. Поэтому путь к овладению этим выразительным приемом идет через губное тремоло. Начинать работать над последним надо не с соль первой октавы, взятым первым и третьим вентилями, как рекомендуют в упражнениях на развитие скольжения в legato многие пособия и школы, а с до второй октавы — с него и следует попытаться получить тремоло на натуральных звуках: ![]() Дойдя до фа второй октавы, рекомендуется параллельно с тремоло работать над губными трелями: ![]() Большинство трубачей выполняют губные тремоло и трели при помощи колебательных движений (дрожания) нижней губы и челюсти, некоторые помогают при этом движением правой руки. Первоначальными упражнениями обычно являются довольно грубые, не используемые в академической практике игры медленные резкие переходы с одного звука на другой, напоминающие фонемы вау-вау. При более быстром чередовании звуков тремоло и трель приобретают дребезжащий характер звучания. Но в процессе работы над ними переходы становятся более мягкими и в исполнении появляется необходимая виртуозность. Вершиной технического совершенства трубача является умение исполнять губное тремоло на натуральных звуках на кварту, квинту, сексту, октаву. К дополнительным упражнениям относится также игра целотонных гамм, увеличенных и уменьшенных трезвучий, различных мелизмов и т. д. Богатейший материал дает здесь «школа» Ж. Арбана. Таким образом, к ежедневным упражнениям не следует относиться как к раз и навсегда установленной догме. Каждый педагог, исполнитель, учащийся должен внимательно подбирать для себя наиболее целесообразные упражнения, а если это необходимо — создавать новые. Ю. А. Усов
«Методика обучения игре на трубе» | |
|
Всего комментариев: 0 | |