Мобильная версия сайта
Главная » 2011 » Февраль » 25 » Туба - История, строение, техника игры
12:15
Туба - История, строение, техника игры
Туба

Туба (итал. из латинского tuba — «труба», англ. tuba, нем. Tuba, фр. tube) — самый низкий по звучанию духовой медный музыкальный инструмент, имеющий суровый, массивный тембр. В отличие от других представителей медной группы, туба - довольно молодой инструмент. Она была построена во второй четверти ХIХ века в Германии, а затем доделана Адольфом Саксом. Туба используется в основном в симфоническом оркестре, где она, как правило, служит басом в трио тромбонов. Может использоваться в духовом оркестре или в джазовых оркестрах и ансамблях. Иногда туба выступает как солирующий инструмент.

История создания и развития тубы

Первые попытки создать медный духовой инструмент низкого регистра относятся ко второй четверти XIX века. До этого такую функцию выполнял серпент, - инструмент причудливой формы, обязанный ей своим названием (на всех романских языках серпент означает"змея") - затем басовый и контрабасовый тромбоны и офиклеид с его варварским тембром. Но звуковые качества всех этих инструментов были таковы, что не давали медной группе хорошего, устойчивого баса. До тех пор, пока не возникла туба, мастера упорно искали новый инструмент. Первый инструмент более всего похожий на тубу был изготовлен в Берлине в 1835 И. Г. Морицем по указаниям придворного музыканта В. Випрехта. Но, из-за неудачных мензурных отношений и конструкции, мастера забросили свое изобретение, хотя патент на инструмент был получен. Современным видом туба обязана бельгийскому музыкальному мастеру Адольфу Саксу. Спустя несколько лет после своего создания «немецкая недоделка» попала к нему. Он экспериментально подобрал инструменту необходимые мензурные отношения, длину звучащего столба инструмента и добился великолепной звучности.

Строение тубы

Туба имеет большие размеры. Её трубка вдвое длиннее трубки тенорового тромбона. Во время игры музыкант держит инструмент перед собой раструбом вверх. Расход воздуха на тубе огромен: иногда, особенно в forte в низком регистре, музыкант вынужден менять дыхание практически на каждом звуке, поэтому соло на этом инструменте обычно довольно коротки.

Имеет три или четыре вентиля (четвёртый выполняет функцию квартвентиля; на некоторых инструментах иногда для корректировки высоты звука применяется пятый вентиль, понижающий звуки на три четверти тона). Примерный диапазон тубы in B (Конкретного и четко обозначенного диапазона туба, как и все медные, не имеет) — от D1 (ре контроктавы) до f1 (фа первой октавы).

Туба in B и in Es — нетранспонирующий инструмент, поэтому ноты для неё пишутся в басовом ключе соответственно действительному звучанию и со знаками в ключе. В Западной традии присутствует практика записи нот для туб некоторых строев с транспонированием, иногда даже в скрипичном ключе.

На сегодняшний день используется тубы четырех строев: in B, in Es, in F и in C. Тубы двух последних строев почти не используются в России, как и в Восточнй Европе и почти весь репертуар исполняется на тубе in B. На Западе это считается «варварство» — оставлять из семейства из 4 инструментов только один. Туба in Es считается непрофессиональной (или даже учебной) и в симфоническом оркестре почти не используется, но она занимает важное место в духовых оркестрах.

Тембр тубы очень насыщенный, плотный, богатый, густой, мягкий. Верхний регистр практически полностью играется на натуральных обертонах, звук немного похож на валторновый. Этот регистр представляет собой большую сложность в исполнении и требует полноценных ежедневных тренировок. Именно по качеству звучания «верхов» часто определяется уровень мастерства музыканта.

Впервые использована в составе симфонического оркестра на премьере оперы Вагнера «Летучий голландец» двадцатого января 1843 года, с тех пор заняла там прочное место. Опера была написано несколько ранее — в 1841 году. В настоящее время иногда можно встретить тубу и в более ранних партитурах, но это всего лишь поздние переложения или замена тубой её предшественников в оркестре — разнообразных серпентов и басового офиклеида.

Из-за довольно внушительного веса инструмента исполнители довольно редко играют стоя, а при игре стоя используют ремни или систему поддерживающих ремней.

Для тубы созданы разнообразные сурдины. Но из-за "молчаливого протеста", что исполнителям приходится носить и без того нелегкий инструмент, музыканты в своем большинстве бойкотирует использование сурдин.

В симфоническом оркестре применяется, как правило, одна, реже две или три тубы. Туба обычно играет роль баса в группе медных инструментов. В партитуре партия тубы пишется ниже других инструментов этой группы, часто на одной строчке с партией третьего тромбона.

Техника игры на тубе

Благодаря механизму вентилей туба является достаточно технически подвижным инструментом (что не относится, однако, к самым крайним регистрам), однако в быстрых гаммообразных диатонических и хроматических пассажах, а также в арпеджио интонация тубы становится невнятной.

Стаккато на тубе звучит достаточно отчётливо, хотя и несколько грузно. Оно лучше получается в форте, чем в пиано.

На тубе применяются вентильные трели, кроме того, возможно извлечь несколько трелей губами в верхнем регистре.
Просмотров: 5867 | Добавил: Admin | Теги: техника игры, история, Туба, строение | Рейтинг: 5.0/1
Советуем почитать:
Трубный глас (исторически-богословские размышления о трубе)
Труба – от бронзового века до наших дней
Происхождение духовых инструментов
Устройство трубы
Какое значение имеет труба в Библии?
Корнет
Все о трубе!
Тромбон. История развития тромбона
Застрял мундштук - что делать?
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наш опрос
Опрос создан: 01.07.2012

Ответив на вопрос вы поможете в дальнейшем развитии сайта!!!

Каким разделом вы пользуетесь больше всего?
Всего ответов: 628
Форма входа
Общаемся
Статистика

Онлайн всего: 1
Прохожих: 1
Музыкантов: 0

Сегодня на сайте были пользователи:
Поделиться ссылкой