Мобильная версия сайта
Главная » 2012 » Июль » 6 » Трубный глас (исторически-богословские размышления о трубе)
12:01
Трубный глас (исторически-богословские размышления о трубе)
Впервые в Священном писании говорится о звуке труб в связи с дарованием евреям Закона на Синае. В то время, когда Моисей говорил с Богом, «весь народ видел громы и пламя, и звук трубный и гору дымящуюся; и увидев то, весь народ отступил и стал вдали… И сказал Господь Моисею: так скажи сынам Израилевым: вы видели, как Я с неба говорил вам…». (Исход, 20:18,22) Итак, Господь говорит к народу «во гласе трубнем» (Пс.150:3).

Сам Господь дает повеление Моисею: «сделай себе две серебряные трубы, чеканные сделай их, чтоб они служили тебе для созывания общества и для снятия станов» (Числа, 10:2). Более того, трубить предоставлено было одним только священникам, как замечает Блаженный Феодорит, ибо «труба означала Божие призвание». «Сыны Аароновы, священники, должны трубить трубами: это будет вам постановлением вечным в роды ваши» (Числа, 10:8). Таким образом, трубление — не только привилегия, но и обязанность священников.

Кроме того, повелением Божиим был установлен праздник труб, когда созывалось священное собрание: 1-й день 7-го месяца тишри. Трубление – самый характерный признак праздника – должно было возбуждать народ к самовниманию и покаянию (Левит, 23:24).

Один из самых известных Библейских сюжетов – взятие Иерихона, описанное в 6-й главе книги Иисуса Навина. Согласно указанию Господа, Ковчег Завета Господня 6 дней обносился вокруг Иерихонских стен. При этом весь народ сохранял полное молчание из благоговения к идущему посреди них Богу, символом присутствия Которого и был Ковчег. И только священники трубили в трубы. В седьмой день Ковчег был обнесен вокруг города 7 раз, после чего священники вострубили в трубы, а Иисус сказал народу: «Воскликните, ибо Господь предал вам город!» (Иис.Нав.6:15). И когда народ воскликнул, а священники затрубили, то вся стена города обрушилась до основания. Это явное чудо Божественного всемогущества было тем более замечательным, что у евреев не было никаких орудий для взятия подобного города.

В христианской традиции взятие Иерихона символизировало будущую победу Христа над грехом, адом и смертью. Неслучайно поэтому предводитель еврейского народа, сын Навин, носил имя Иисус. Хананеи, жившие в Иерихоне, были весьма порочным народом, поэтому стены, за которыми они находились, символизировали неприступную державу греха и смерти. И как у евреев не было никакой возможности разрушить стены Иерихона, так и у человечества не было никакого средства для победы над смертью и адом, которые поглощали и грешных и праведных. Весьма примечательно, что событие, являющееся прообразом снисхождения во ад Господа Иисуса Христа, совершилось при звуках труб. Таким образом, если звуки труб и должны нам напоминать что-либо, то не «рев адского пламени», а скорее победу Христа над адом и смертью.

Далее, весьма интересно описание освящения храма, построенного Соломоном, описываемое во 2-й книге Паралипоменон. Освящение совершалось при звуках множества музыкальных орудий, среди которых было 120 труб, в которые трубили священники: «…все они… одетые в виссон, с кимвалами и с псалтирями и цитрами стояли на восточной стороне жертвенника, и с ними сто двадцать священников, трубивших трубами, и были как один трубящие и поющие, издавая один голос к восхвалению и славословию Господа, – и когда загремел звук труб и кимвалов и музыкальных орудий, и восхваляли Господа, ибо вовек милость Его; тогда дом, дом Господень, наполнило облако, и не могли священники стоять на служении по причине облака, потому что слава Господня наполнила дом Божий» (2Пар.5:12-14).

В христианской традиции это событие осознается как пророчество, или прообраз воплощения Сына Божия. Как тогда Невместимый небесами вместился и обитал во храме Соломоновом, так и теперь Невместимый вошел в лоно Пречистой Девы и обитал в ней как в храме. Примечательно, что столь великое событие также происходит при звуках множества труб!

Подобным образом храм был очищен от осквернения и освящен при царе Езекии также с использованием труб, в которые трубили священники (2Пар.29:26). Форму музыкальных труб, использовавшихся еще при Моисее, Иосиф Флавий (Древн. 3, 12:6) изображает так: «длиною труба немногим меньше локтя; а трубка ее узка… наконечник ее достаточно объемист, чтобы вбирать в себя массу воздуха, который вдувает в нее играющий; оканчивается же она широким отверстием, на подобие охотничьего рога». Данное описание восполняется изображением музыкальной трубы на триумфальной арке Тита в Риме.

Упоминаются трубы и в Новом Завете. Так, о них неоднократно говорится в Откровении. Писатель его, Апостол Иоанн, говорит, что Сам Господь обратился к нему, и голос Его был «как бы трубный». В трубы трубят Ангелы, возвещающие окончание земного бытия или этапы этого окончания.

Воскресение мертвых произойдет «при последней трубе» (1Кор.15:52).

В псалмах, которые пелись за богослужением в храме Соломона, а теперь поются в христианских храмах, также содержатся призывы прославлять Бога игрою на трубе:

При звуке труб и рога торжествуйте пред Царем Господом! (Пс.97:6).
Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях! (Пс.150:3) (Слав: хвалите Его во гласе трубнем, хвалите Его во псалтири и гуслех!). Заканчивается этот псалом словами, которые выразительнее всего звучат не на русском, а на церковно-славянском языке: «Всякое дыхание (Рус: все дышущее) да хвалит Господа!». Так смысл получается глубже: не только все, что дышит, должно хвалить Его, но и каждый вдох и выдох наши должны прославлять Бога!

Когда священник совершает крещение, то во время чтения заклинательных молитв трижды дует крестообразно на лицо крещаемого для изгнания нечистого духа, чтобы в крещаемом смог обитать Дух Святой. Когда трубач из трубы «дует» на тех, кто его слушает, то какой дух он преподает слушателям? Не тот ли, который в нем самом и в исполняемом произведении? Поэтому трубач должен быть еще более ответствен перед слушателями за свое духовно-нравственное устроение, чем другие музыканты. Возможно, это и была одна из причин, по которой в Ветхозаветные времена трубить было привилегией священников.

Таким образом, можно сделать вывод, что труба является священным инструментом, который употреблялся при богослужении в Ветхозаветные времена. Звук трубы должен нам напоминать о Господе, его воплощении, смерти и воскресении и прославлять Его. Поэтому трубачу следует обратить максимальное внимание на свое духовно-нравственное состояние, чтобы звук его трубы не напоминал «рева адского пламени».
Просмотров: 1964 | Добавил: Admin | Теги: история трубы, труба, размыщления о Библии, библия | Рейтинг: 5.0/2
Советуем почитать:
Застрял мундштук - что делать?
Устройство трубы
Что такое духовой оркестр?
Происхождение духовых инструментов
Как изготавливаются трубы?
Тромбон. История развития тромбона
Почему духовой хор играет не транспонируя?
Все о трубе!
Корнет
Всего комментариев: 1
1  
Интересная статья thumb

Особенно понравилась фраза: "Звук трубы должен нам напоминать о Господе, его воплощении, смерти и воскресении и прославлять Его. Поэтому трубачу следует обратить максимальное внимание на свое духовно-нравственное состояние, чтобы звук его трубы не напоминал «рева адского пламени»."

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наш опрос
Опрос создан: 01.07.2012

Ответив на вопрос вы поможете в дальнейшем развитии сайта!!!

Какой цвет трубы вам больше нравится?
Всего ответов: 729
Форма входа
Общаемся
Статистика

Онлайн всего: 1
Прохожих: 1
Музыкантов: 0

Сегодня на сайте были пользователи:
Поделиться ссылкой