Главная » 2012 » Июнь » 22 » Почему духовой хор играет не транспонируя?
16:44
Почему духовой хор играет не транспонируя?

К особенностям духовых инструментов относится транспозиция нот в зависимости от строя инструмента. В группе медно-духовых это касается тех инструментов, ноты которых традиционно нотируются в скрипичном ключе. Это относится само-собой к трубам и их семейству (корнеты, флюгельгорны ит.д.). Также в скрипичном ключе принято нотировать партии для валторн и теноров. А вот ноты для баритона пишутся в басовом ключе и потому не транспонируются.

Почему духовые инструменты транспонируются

Первоначально медные духовые инструменты не имели никаких механизмов изменения звукоряда посредством увеличения или уменьшения длины. Выражаясь просто, у них небыло вентилей и они по принципу не отличались от фанфары, пионерского горна или вувузелы — кому что яснее. На таком инструменте можно исполнять только звуки натурального звукоряда. Древние мастера нашли решение этой проблемы — они изготавливали инструменты в различных строях. Несколько музыкантов используя инструменты с различным строем, перекрывали большую часть звукоряда.

С изобретением вентилей медные духовые инструменты стали более универсальными, однако объём звукоряда остался прежним. Инструменты с одинаковой системой вентилей изготавливались в различных строях для более полного охвата всего объёма звукоряда. От Тубы in B с нижними нотами субконтроктавы, до пикколо-труб с выходом в четвёртую октаву и даже выше.

Чтобы при смене инструментов различного строя не менять аппликатуру, был придуман способ транспонирования нот на величину строя. Таким образом вне зависимости от строя инструмента, при транспонирующей нотации для музыканта открытый натуральный тон всегда «До». В этом громадное приемущество транспонирования. Пожалуй и единственное. Теперь другая сторона медали.

Проблемы, связанные с транспозицией нот для медных духовых инструментов

  • Произведения пишутся первоначально в натуральном звучании. Далее следует дополнительная работа траспозиции партий инструментов соответствующего строя.
  • Инструменты жестко привязаны к партиям и делает этим более трудную задачу замены музыкантов. К примеру объём звукоряда тромбона соответствует звукоряду тенора. Теоретически можно тромбон заменить тенором и наоборот, но тенор транспонируется, а тромбон — нет. Это значит, что без отдельной тренировки тромбонист в церковном оркестре вряд ли сможет с листа играть по нотам для тенора. Или наоборот.
  • Без парадоксов не обойтись. Валторна на самом деле первоночально была в строе Фа (in F), а не Си-бемоль, как это некоторые утверждают. Поэтому и нотируется этот инструмент в скрипичном ключе в транспозиции in F. В последствии был придуман механизм двойной (а позже и тройной!) валторны с транспозицией в Си-бемоль. А потом появились валторны in B в «чистом» виде. Однако по традиции валтоны in B нотируются in F. Таким образом за основной тон на валторне строя Си-бемоль берётся не второй тон натурального звукоряда, как у всех остальных инструментов, а третий. Таким образом аппликатура валторны отличается от всех остальных медных духовых инструментов.
  • Ограниченное количество нотного материала специально для строя конкретного инструмента. Известный педагог, автор распространённой в Германии школы игры на валторне М.Хёлтцель в этой самой школе настоятельно рекомендует учениккам как можно раньше с «Фа-острова» переходить на «До-континент» и играть не транспонируя. Этим самым для валторны открываются неограниченные источники произведений, написанных для виолончелей, тромбонов, фаготов и других инструментов со схожим объёмом звукоряда.
  • Усложняется чтение партитур дирижёром. На практике означает, что требования к дирижёру выше, обучение дольше и дороже.

 

Медно-духовые инструменты в церкви

На самом деле в профессиональных оркестрах эти пункты действительно проблемными не являются.

  • Благодаря компьютерным программам транспонировать партии из любой тональности в любую не является большой проблемой. Гораздо хуже обстоит с неоцифрованными партитурами. Тут, как говориться, ручками.
  • В профессиональном оркестре никогда тромбон не заменяют тенором. Тромбонист всегда найдётся. Имеется ввиду профессиональный оркестр, а не церковь.
  • Валторнист никогда не играет на трубе, если ему достаточно платят за игру на валторне. А трубачу нет времени ещё заниматься и валторной. Ему бы с коллекцией своих труб разобраться
  • Поиск нот не задача музыканта, а администрации оркестра.
  • Найдётся тот дирижёр, кто умеет всё что нужно — свято место пусто не бывает.
     

Однако в церковном оркестре всё обстоит иначе. В редких случаях у трубача есть набор инструментов в различном строе. Чаще всего один рабочий инструмент, а иногда и не свой, а с церковного инструментария. Единственное приемущество транспозиции в связи с отсутствием смены инструментов во время игры из одного строя в другой не используется. Зато все вышеперечисленные проблемы остаются.

Оркестр в церкви отличается от любого другого оркестра тем, что является не целью церкви, а лишь средством в музыкальном служении. Цель церкви — не оркестр. У церкви иные цели.
Нехватка хороших, качественных произведений является проблемой большинства руководителей церковных оркестров.
В церкви в оркестрах играют те люди, какие есть и на инструментах, какие имеются. Там никогда не бывает отличных музыкантов в избытке.
Если среди членов церкви оказался профессиональный дирижёр — очень повезло. Потому что в противном случае с обучением своими силами будеи очень непросто.

В 1909 году один из подвижников духовых хоров в Германии И. Куло ввиду вышеперечисленных, а также некоторых других проблем предложил на медно-духовых не транспонировать. Этим нововведдением решалось множество задач сразу: духовые хоры могли практически с листа играть четырёхголосные христианские гимны, ноты без транспозиции легче издавать — одинакоые сборники для всего хора.

Эта система игры на медных духовых не транспонируя с тех пор под влиянием определённых факторов распространилась почти во всех духовых хорах и даже за их пределами. Как я уже говорил, в настоящее время валторнистов и трубачей в музыкальных школах Германии официально учат играть в обеих системах. Одно другому не мешает. А в церкви духовые хоры имеют через это большие приемущества.

Отказ от транспонировая нот объясняет также, почему в духовых хорах не используются деревянно-духовые инструменты. Их аппликатуры много сложнее медно-духовых и переучивание в другую систему гораздо сложнее. А введение транспозиции в ноты для духового хора снова приведёт к старым проблема, от которых бежали.

Взвесьте все плюсы и минусы транспозиции нот для медно-духовых инструментов. Примерьте их к реалиям оркестра в церкви. Сделайте выводы.

Материал взят с сайта www.brass-choir.org

Просмотров: 4369 | Добавил: Admin | Рейтинг: 5.0/2
Советуем почитать:
Труба – от бронзового века до наших дней
Корнет
Устройство трубы
Почему духовой хор играет не транспонируя?
Трубный глас (исторически-богословские размышления о трубе)
Происхождение духовых инструментов
Что такое духовой оркестр?
Тромбон. История развития тромбона
Туба - История, строение, техника игры
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наш опрос
Ответив на вопрос вы поможете в дальнейшем развитии сайта!!!

Какой цвет трубы вам больше нравится?
Всего ответов: 808
Форма входа
Статистика
Онлайн всего: 1
Прохожих: 1
Музыкантов: 0

Сегодня на сайте были пользователи:
Поделиться ссылкой