Мобильная версия сайта
Главная » 2010 » Август » 1 » Происхождение духовых инструментов
15:19
Происхождение духовых инструментов

Происхождение духовых музыкальных инструментов: что говорит Библия?

В Библии упоминается большое количество музыкальных инструментов, и каждый их них - выразитель определенного состояния человека, у каждого - своя роль в богослужении, на войне, на празднестве и так далее. Музыка сопровождала все самые сильные движения души древнего народа. Об этом свидетельств в Библии множество. "...И веселились, потому что Бог дал им великую радость. Веселились и жены, и дети, и веселие Иерусалима далеко было слышно", - так в книге Неемии, так и в других книгах Писания. Но есть одна книга, в которой музыка - сама ее душа. Это Псалтирь. "Хвалите Бога... со звуком трубным... с тимпаном и ликами (хором)... на струнах и органе... на звучных кимвалах... на кимвалах громогласных», - это 150-й псалом. Толкуя его, Иоанн Златоуст говорил: "Иудеям было заповедано прославлять Бога, пользуясь всеми музыкальными инструментами... Иудеи не просто ударяли в кимвалы и не просто играли на кифаре, но по мере сил своих делали внятным смысл псалмов". 



Самое первое упоминание о музыкальных инструментах мы находим в 4-й главе «Бытия», где говорится, что Иувал – "отец всех играющих на гуслях и свирели". С древнейших времен музыкальные орудия использовались вместе с танцами и пением, на праздниках, и в царских дворцах (Быт. 31:27;Исх. 15:20; 2Цар. 19:35). С другой стороны, музыка и пение выражали и горе при печальных событиях (Иер. 9:17; Матв. 9:23).

Большинство из названных в Библии музыкальных инструментов читателям русского (синодального) перевода должны казаться хорошо известными. И впрямь, все мы имеем представление о гуслях, свирели, трубе, роге, цитре, цевнице, органе (он упоминается в русском переводе только один раз – в 150-м псалме). Но у подлинных инструментов библейских персонажей мало общего с теми, которые мы подразумеваем под этими терминами.
Приведем лишь один пример – все то же свидетельство об Иувале. В английском переводе (Библия Якова I, XVII в.) он назван "the father of all such as handle the harp and organ", то есть "отцом всех играющих на арфе и органе". В немецком (Лютеровском, XVI в.) – "отцом всех играющих на смычковых (Geider) и дудочников (Pfeifer)" (хотя в Адамовы времена смычок еще не был известен).

На первый взгляд, что может быть яснее и понятнее русскому читателю Библии, чем гусли и свирель? Долгие столетия эти инструменты – струнный и духовой – были самыми распространенными на Руси. В оригинале же здесь названы киннор и угаб. Эти восточные инструменты не были известны у нас, равно как и в Западной Европе. Оставь переводчик эти термины, они ничего бы не говорили русскому читателю. Необходимо было указать хоть на какую-то, пусть отдаленную, аналогию этим инструментам. Так в русском переводе появились "гусли" и "свирель". Иными словами, на всех языках для киннора и угаба выбираются общеизвестные в данной стране струнный и духовой инструменты.
Что касается угаба, то он упоминается в Библии всего несколько раз, однако в русском переводе его эквивалент – "свирель" – мы находим гораздо чаще, из чего даже не филолог может сделать вывод, что в других случаях в оригинальном тексте Библии упоминаются другие инструменты.
К сожалению, нигде в Библии не дается описания угаба – он только назван. Курт Закс, крупнейший немецкий музыковед, высказывает предположение, что если этот термин родственен слову "агаб", в переводе означающему "влюблен", то из духовых инструментов именно флейта (и среди ее разновидностей – свирель) лучше других передает чары любви. Другие полагают, что слово "агаб” (или «угаб, угав») означает волынку, которая и теперь еще встречается в Египте и Аравии, и которая в Италии называется "самбонья”. Это название весьма напоминает название одного из музыкальных инструментов в Даниила (3:5), - халдейского "симфония”.

Итак,есть как минимум, три разновидности флейты:

1) в Дан 3:5,7,10 упоминается тростниковая флейта [арам. машрокита; в синодальном переводе –"свирель", в некоторых переводах – "цевница"]. Очевидно, имеется в виду так называемая «флейта Пана», широко распространённый пастуший музыкальный инструмент, в виде нескольких соединенных между собой свирелей;
2) наиболее часто в Библии упоминается флейта [др.-евр. угав] (Быт 4:21; Иов 21:12; 30:31; в синодальном переводе—"свирель"; Пс 150:4 в синодальном переводе—"орган"). Здесь подразумевается трубковидный духовой инструмент (наподобие волынки), имеющий в верхнем конце отверстие, в которое музыкант дует без посредства дульца. Воздух через трубку вдувался в мех из козьей кожи, при этом звуки исходили из второй трубочки с отверстиями, которые играющий открывал или закрывал пальцами;
3) наконец, следует упомянуть флейту под названием халиль [др-евр. "полый"]—разновидность гобоя, известную из египетской живописи и древних памятников. Существовали как одинарные, так и двойные халили (1Цар 10:5; 3Цар 1:40; Ис 5:12; 30:29; Иер 48:36; в синодальном переводе—«свирель»), и изготавливались из тростника, дерева или рога. Звук извлекался с помощью двойной трости, вставленной в верхнее колено. Одновременно исполнитель дул как в основную трубку, так и в дополнительную трубочку, причем обе они были снабжены узкими отверстиями. Двойная флейта позволяла играть мелодию на одной своей части, а аккомпанемент—на другой.
Кроме того, слово «нехилот» в Пс. 5:1, вероятно, также обозначает флейту (по-русски "духовой инструмент").
Порой можно встретить утверждение, что на флейте в библейские времена играли лишь для выражения радости. Да, флейта звучала при событиях радостных, но не только. Ей подвластно было выражать грусть и скорбь: И цитра моя сделалась унылою, и свирель моя – голосом плачевным (Иов. 30, 31). Иными словами, игра на флейтах сопровождала обряд отпевания усопших. А какая выразительная метафора у Иеремии: "...сердце мое стонет о Моаве, как свирель(!)" (Иер. 48, 36).


Вообще, все упоминаемые в Библии музыкальные инструменты можно разделить на три традиционные категории: струнные, духовые, а также ударные. Среди духовых музыкальных инструментов различаются собственно музыкальные и сигнальные. И чаще других упоминается, несомненно, труба.
Инструмент, который называется "хацоцра" – труба, употреблялся исключительно для священных целей. Господь передал Моисею не только свои этические заповеди, но и много конкретных указаний по устройству служения ему. Почти треть 10-й главы книги Чисел разъясняет, как и для чего нужна серебряная труба"хацоцра": "И сказал Господь Моисею, говоря: Сделай себе две серебряные трубы, чеканные сделай их, чтоб они служили тебе для созывания общества и для снятия станов. Когда затрубят ими, соберется к тебе все общество ко входу скинии собрания. Когда одною трубою затрубят, соберутся к тебе князья и тысяченачальники Израилевы. Когда затрубите тревогу, поднимутся станы, становящиеся к востоку" (Числ. 10, 1-5). Трубные сигналы были разными и соответствовали различным целям. "...А когда надобно собрать собрание, трубите, но не тревогу." (Числ. 10, 7). В военный поход надлежит отправляться – "трубите тревогу трубами", в дни праздников и веселия – тоже "трубите трубами", но, очевидно, другой клич.

Господь, опять-таки через Моисея дал Израилю семь главных праздников, и среди них – Праздник труб: "И сказал Господь Моисею, говоря: Скажи сынам Израилевым: в седьмой месяц, в первый день месяца да будет у вас покой, праздник труб, священное собрание" (Лев. 23, 23-24).
И если вспомнить другие места в Писании, где победоносно трубит труба, например: "И будет в тот день: вострубит великая труба, и придут затерявшиеся в Ассирийской земле и изгнанные в землю Египетскую, и поклонятся Господу на горе святой в Иерусалиме" (Ис. 27, 13), то становится ясно, что Праздник труб – это пророчество о будущем восстановлении Израиля.
Почти для тех же целей употреблялся инструмент, называемый "шофаром", который издавал трубный звук, весьма сильный (Исх. 19:16). Иоав затрубил трубою для того, чтобы собрать войско (2 Цар. 2:28); праздник нового года проходил при трубных звуках (Пс. 80:4). Предполагают, что разница между ними состоит в том, что «хацоцра» представляет собой прямую, длинную трубу из серебра, (Числ. 10:2), которая изображена на арке Тита, а "шофар" и "керен" формой напоминают изогнутый рог животного (обычно бараний), который издавал однородные (сигнальные) звуки. В И.Нав. 6:5 юбилейная труба (евр."керен") – тот же инструмент, который в 4 стихе наз. "шофар". Если сравнить эти стихи с Чис. 10:10, то выходит, что "хацоцра", "шофар" и "керен" могут служить названиями одного и того же инструмента. В псалме же 97:6 два первые различаются, – труба и рог.


Несколько слов об устройстве древних труб. Это были сигнальные трубы, и они могли издавать только один-два звука. Есть свидетельство, что на них играли одной рукой: "И затрубили все три отряда (по 100 человек в каждом) трубами, и разбили кувшины, и держали в левой руке своей светильники, а в правой руке трубы, и трубили" (Суд. 7, 20).
Они, по-видимому, обладали большой силой звука; в книге Иисуса Навина написано, что от звука семи труб разрушились стены Иерихона (Ис. Нав. 6, 1-15). Каково же было тогда звучание трехсот труб? Вероятно, такое количество было необходимо не только для "громкости", но и для воспроизведения музыкальной ткани произведения. Не был ли этот ансамбль из трехсот трубачей чем-то вроде русского рогового оркестра, в котором каждый инструмент издавал только один звук?


Поскольку в древнее время певцы одновременно являлись и исполнителями аккомпанемента, то духовые инструменты в хороводах употреблялись редко. В пророческих хорах, на пирах употреблялась пастушеская флейта. Большие духовые инструменты—бараний рог и труба—служили только для сигналов. Способы игры на них сводились к трем основным приемам: один долгий протяжный тон, серия коротких прерывистых звуков и несколько непродолжительных звуков, связанных между собой. Короткий трубный звук служил сигналом к сбору войска, к нападению, к прекращению войны или снятию осады. На сторожевых башнях городов сторожа имели сигнальные рожки. При мирных собраниях народа также трубили в рожок. Трубы металлические употреблялись только священниками. Следует отметить, что во время богослужения трубы обычно применялись попарно, а в большие праздники их количество увеличивалось и могло доходить до 120.

Итак, как мы видим, первые музыкальные инструменты были участниками всех важных событий жизни ветхозаветного Израиля. Не случайно многие из них одновременно использовались и при религиозных церемониях, и во время вполне светских праздников. Каждое человеческое чувство воплощалось в определенных мелодиях и поэтических строках, которые находились между собой в удивительной гармонии.

Материал взят из источника:www.godstrumpet.at.ua

Просмотров: 3905 | Добавил: Admin | Теги: Духовые инструменты, происхождение | Рейтинг: 5.0/8
Советуем почитать:
Как изготавливаются трубы?
Почему духовой хор играет не транспонируя?
Происхождение духовых инструментов
Устройство трубы
Туба - История, строение, техника игры
Застрял мундштук - что делать?
Какое значение имеет труба в Библии?
Что такое духовой оркестр?
Труба – от бронзового века до наших дней
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наш опрос
Опрос создан: 01.07.2012

Ответив на вопрос вы поможете в дальнейшем развитии сайта!!!

Какой цвет трубы вам больше нравится?
Всего ответов: 729
Форма входа
Общаемся
Статистика

Онлайн всего: 1
Прохожих: 1
Музыкантов: 0

Сегодня на сайте были пользователи:
Поделиться ссылкой